Уровень общего образования: дошкольное образование.
Нормативный срок обучения: от 4 до 6 лет в группах общеразвивающей направленности, 2 - 3 года - в группах компенсирующей направленности.
Форма обучения: очная.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам: 250 человек
Язык обучения: русский.
Наименование реализуемых образовательных программ:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательных программ:
Программа воспитания на 2021-2022 г
Образовательная программа Дошкольного учреждения срок реализации: 6 лет
Адаптированная образовательная программа
Образовательная программа дошкольного образования (краткая презентация для родителей)
Учебный план группы компенсирующей направленности
Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования.
Согласно ст.23 п. 273 ФЗ «Об образовании в РФ» основной целью деятельности дошкольной образовательной организации является её образовательная деятельность по образовательным программа дошкольного образования (далее - Программа) , присмотр и уход за детьми.
Программа разработана согласно ст. 12 п.6 ФЗ «Об образовании в РФ» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384 , с учетом ПОПДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Программа (согласно п. 2.4. ФГОС ДО) направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основных раздела: целевой, содержательный иорганизационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участникамиобразовательных отношений.
Обязательная часть Программы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие (согласно п. 2.6. ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО).
Объём обязательной части Программы не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (согласно п. 2.10. ФГОС ДО).
В Программу включены следующие парциальные образовательные программы:
- Парциальная образовательная программа И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой «Ладушки»;
- Парциальная образовательная программа Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду», М. В. Рыбак "Занятия в бассейне с дошкольниками" (для старшего дошкольного возраста).
- Парциальная образовательная программа Л.И. Лыкова «Цветные ладошки»;
- Парциальная образовательная программа О.Л.Князева «Приобщение к истокам русско-народным традициям»;
-Парциальная образовательная программа О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
- Парциальная образовательная программа С.Н.Николаева «Юный эколог»;
- Парциальные образовательные коррекционные программы:
Н. В. Серебряковой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищевой, Л. Н. Арефьевой, З. Е. Агранович,
Л. Н. Смирновой, Л. Г. Парамоновой (формирование лексико-грамматического строя речи);
Т. Б. Филичевой, А. В. Соболевой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Г. А. Османовой (развитие связной речи);
Е. А. Пожиленко, Н. М. Мироновой, О. И. Крупенчук, Л. А. Комаровой (развитие фонетико-фонематического
восприятия, обучение грамоте).
Язык, на котором ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении - русский, определен Уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Цель ПРОГРАММЫ: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Программа направлена на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10) определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
В Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности),
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольных групп с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
10)обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Основные цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание,
на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и
семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего
развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе
(городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание
необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Краткая презентация адаптированной образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа (далее — АОП) дошкольного образования (далее — ДО) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее — ТНР) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения №35 «Детский сад комбинированного вида д. Нурма» — это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учётом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учётом положений следующих нормативных документов:
Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам дошкольного образования»;
Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989);
Декларацией прав ребёнка;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а также с учётом основной образовательной программы ДОУ, Примерных адаптированных основных образовательных программ для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи:
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб., 2015 г.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Под ред. Н. В. Нищевой. – СПб., 2015 г.
АОП предназначена для специалистов, которые работают с детьми 5–7лет в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР и определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия её реализации.
АОП содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В ней отражены содержание и организация коррекционного воздействия при ТНР детей в двух возрастных группах детского сада – старшей и подготовительной.
Коррекционно-развивающая деятельность включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
АОП предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков речевого развития, а также профилактику вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
АОП (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основные раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АОП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения детьми с ТНР АОП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
Содержательный раздел определяет содержание коррекционно- развивающей работы, общее содержание ДО детьми с ТНР, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
В АОП включены следующие парциальные образовательные Программы и авторские методики для наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений:
Н. В. Серебряковой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищевой, Л. Н. Арефьевой, З. Е. Агранович, Л. Н. Смирновой, Л. Г. Парамоновой (формирование лексико-грамматического строя речи);
Т. Б. Филичевой, А. В. Соболевой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Г. А. Османовой (развитие связной речи);
Е. А. Пожиленко, Н. М. Мироновой, О. И. Крупенчук, Л. А. Комаровой (развитие фонетико-фонематического восприятия, обучение
грамоте).
Организационный раздел включает описание структуры образовательного процесса для детей с ТНР, описание материально- технического обеспечения АОП ДО, реализующей организацию
коррекционно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, а также систему специальных условий реализации АОП ДО обучающихся с ТНР.
АОП реализуется в течение всего времени пребывания детей в группе компенсирующей направленности, поэтому срок её реализации составляет 1-2 года с учётом возрастных особенностей детей, а также тяжести дефекта.
Программа реализуется на государственном (русском) языке Российской Федерации (согласно п. 1.9. ФГОС ДО).
Цель АОП — построение системы коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребёнка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
В соответствии с поставленной целью АОП направлена на решение следующих задач:
обеспечить своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
определить особые образовательные потребности детей с речевыми расстройствами;
создать условия для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с тяжёлым недоразвитием речи;
обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
создать благоприятные условия развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
предупредить возможные трудности в усвоении образовательной программы, обусловленные недоразвитием речевой системы старших дошкольников;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
АОП строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляетактивность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьями;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
При разработке программы учитывались следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребёнка и формировании «зоны ближайшего развития»;
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип учёта соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка;
принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально- дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребёнка, их структуре и выраженности.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.